Четверг, 25.04.2024, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Пустотиной Валентины Георгиевны

Гордимся! Чтим!
Картинка
Мудрые мысли
Три вещи никогда не вернуть обратно: время, слово и возможность. Три вещи нельзя терять: спокойствие, надежду и честь.

Классный-классный

«Роль классного руководителя в создании воспитательного пространства образовательного учреждения»

После изобретения атомной бомбы Фрейд задал Эйнштейну вопрос: «Можно ли как-то оградить людей от новой опасности?» На что Эйнштейн отреагировал скептически: «К сожалению, ничто в мире не меняется так медленно, как человеческое сознание».
С тех времён мало что изменилось. Человеческое сознание, по - прежнему меняется очень медленно, хотя все-таки меняется, в том числе и под «давлением» новых знаний, изобретений, открытий, реформ, концепций и доктрин. Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира. В результате, мы в настоящее время имеем два пути, по которым ведут свою деятельность российские школы: один из которых направлен ТОЛЬКО на получение ЗУНов, другой – на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности. Казалось бы, в том и другом случае конечным продуктом является сформированная и самоопределившаяся в социуме ЛИЧНОСТЬ школьника. Однако становится очевидным, что в результате "лики" у этой личности получаются достаточно разнообразные. В первом случае дети, чаще всего, являются средством достижения цели, а значит "человеческим материалом", который призван реализовать идею обширного, современного образования. Зачастую они бывают успешными и компетентными школьниками в своей возрастной категории, а также в разных предметных и научных областях. Они являются неоднократными победителями и призерами олимпиад, конкурсов различного уровня, участниками престижных фестивалей и других мероприятий, проводимых в школе и за ее пределами. Они с большой активностью воспитывают в себе ведущее качество личности "конкурентоспособность", стремясь стать востребованными на рынке труда. В этом конкретном случае доминирует функция сбора и обработки информации в корыстных целях, но не направленная на благо общества, государства и Человечества в целом. Ценностный ориентир Человека с его нравственными установками как главного субъекта страны утрачивается.

На втором же пути – пути направленном на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности , школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, взаимопроникающие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции российского образования, уважают традиции народной политики и главное – не боятся их развивать. На этом пути и становится более заметной и необходимой личность учителя – классного руководителя, на которого возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.
В прежние времена мы неоправданно абсолютировали деятельностный подход. Казалось, что если ребенок начнёт делать добрые и полезные дела, то он станет от этого добрым и хорошим. А деятельность, даже самая благая, на самом деле никого и ничто не воспитывает.
Воспитывает тот, кто организовывает эту деятельность, причём часто походя, не замечая этого, просто самим фактом своего существования, а вовсе не длинными тирадами про правильное поведение. Воспитывает личность каждый из нас своим примером поведения: родители, педагоги, просто прохожий, сосед по квартире. Каждый взрослый, его поведение, его реакция на происходящее вокруг – всё это воспитательное пространство, в котором находится ребёнок 24 часа в сутки. Влияние личности на воспитательное пространство взаимообразно и амбивалентно. А значит, для успешного воспитания личности необходимо максимально вовлечь в воспитательное пространство ярких и самобытных людей. К сожалению, всё меньше и меньше мы встречаем их в нашей педагогике. Да, честно говоря, и воспитывать-то стало в последнее время практически некогда. По 7-8 уроков, да плюс домашние задания, да разные курсы, занятия в две смены, перезагруженность учителей, вынужденных как-то выживать, а не творить. На внеурочную работу времени просто не остаётся.

А ведь современный ребёнок воспитывается уже не только и не столько в семье и школе, сколько перед экраном телевизора и монитором компьютера, и в отсутствие грамотного продуманного руководства со стороны взрослых, ребёнок, попадая в информационный хаос, подвергается опасности уродливого, дисгармоничного развития. Поэтому возрастает роль личности классного руководителя - педагога-профессионала, являющегося для растущего человека:
• духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;
• защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
• организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
• организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
• помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
• координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;
• создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители, сколько функций одновременно ему приходится выполнять.
В неделю классный руководитель, как показывают социологические исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе.

Приятно, что государство наконец-то обратило внимание на важность роли классного руководителя. Дополнительное вознаграждение в тысячу рублей ежемесячно — это, конечно, серьезная финансовая поддержка. Много это или мало? Относительно ставки учителя-предметника — это существенная прибавка, так как составляет практически ее треть. Но это не только и не столько материальное стимулирование педагога (сложно в наше время считать стимулом 40 рублей за ребёнка в месяц минус !3% подоходного налога), а прежде всего моральное стимулирование, ведь каждый труд, в том числе и труд классного руководителя, должен быть оплачен. Как отразилась эта надбавка на работе классных руководителей, придало ли сил, стимулировало ли к новым поискам? Практика показывает, что любое повышение зарплаты позитивно сказывается на качестве работы лишь первое время. Поначалу люди действительно стремятся доказать, что они достойны такого поощрения, но потом, как правило, все возвращается на круги своя. А талантливый педагог, прирожденный лидер, верный детям и искренне их любящий, он как на прежнюю небольшую зарплату, так и на новую будет работать на износ. Потому что это его образ жизни, иначе он не может. Он не может не возить детей в театр, не ходить в походы, не может замкнуться в школьном пространстве и не открывать детям окно в окружающий мир. Такие есть и были в каждой школе. А классного руководителя, который воспринимал эту работу как дополнительную нагрузку, «выгоревшего» за многие годы работы в школе, его вряд ли переделаешь. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

В конце учебного года я попросила учащихся своего 10 класса продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в программе развития классного коллектива, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современными детьми, то есть дети понимают, как непросто быть воспитателем.
Закончить своё выступление я хотела бы притчей. У дороги стоял мудрец и смотрел на то, как три человека несли тяжёлые камни. «Что вы делаете?» - спросил у них мудрец. «Несу камень», - ответил первый. «Зарабатываю на жизнь». – ответил второй. «Строю храм», – ответил первый. И понял мудрец, что мимо него прошли Раб, Потребитель и Творец.

Задумываемся ли мы с вами, кем являемся в своей профессии? Я, думаю. Что мы с вами, конечно же, творцы – творцы храма детской души. И чтобы построить этот храм, мы должны понять ребёнка в его антропологической (природной, нетронутой никакими технологиями и методиками) сущности. И неважно: классный ли вы руководитель, учитель – предметник, родитель или просто взрослый, а значит мудрый человек, человек, способный воспринять, а главное понять не поведение ребёнка, а жизненную ситуацию этому способствующую. Что значит понять? – вот диалектика нашего педагогического воздействия. Если бы человек оказался рядом с Богами, играющими в шахматы, он ничего бы не понял. Чтобы понять правила богов, надо подняться над Богами и посмотреть на их игру сверху, чтобы понять.
Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность.

Чеченкова Татьяна Николаевна

Директор МБОУ гимназии «Интеллект» г.Ессентуки
Вход на сайт
Погода
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Счётчик

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz