Меню сайта
Мудрые мысли
Три вещи никогда не вернуть обратно: время, слово и возможность. Три вещи нельзя терять: спокойствие, надежду и честь. |
Классный-классный«Роль классного руководителя в создании воспитательного пространства образовательного учреждения» После изобретения атомной бомбы Фрейд задал Эйнштейну вопрос: «Можно ли как-то оградить людей от новой опасности?» На что Эйнштейн отреагировал скептически: «К сожалению, ничто в мире не меняется так медленно, как человеческое сознание». На втором же пути – пути направленном на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности , школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, взаимопроникающие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции российского образования, уважают традиции народной политики и главное – не боятся их развивать. На этом пути и становится более заметной и необходимой личность учителя – классного руководителя, на которого возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека. А ведь современный ребёнок воспитывается уже не только и не столько в семье и школе, сколько перед экраном телевизора и монитором компьютера, и в отсутствие грамотного продуманного руководства со стороны взрослых, ребёнок, попадая в информационный хаос, подвергается опасности уродливого, дисгармоничного развития. Поэтому возрастает роль личности классного руководителя - педагога-профессионала, являющегося для растущего человека: Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители, сколько функций одновременно ему приходится выполнять. Приятно, что государство наконец-то обратило внимание на важность роли классного руководителя. Дополнительное вознаграждение в тысячу рублей ежемесячно — это, конечно, серьезная финансовая поддержка. Много это или мало? Относительно ставки учителя-предметника — это существенная прибавка, так как составляет практически ее треть. Но это не только и не столько материальное стимулирование педагога (сложно в наше время считать стимулом 40 рублей за ребёнка в месяц минус !3% подоходного налога), а прежде всего моральное стимулирование, ведь каждый труд, в том числе и труд классного руководителя, должен быть оплачен. Как отразилась эта надбавка на работе классных руководителей, придало ли сил, стимулировало ли к новым поискам? Практика показывает, что любое повышение зарплаты позитивно сказывается на качестве работы лишь первое время. Поначалу люди действительно стремятся доказать, что они достойны такого поощрения, но потом, как правило, все возвращается на круги своя. А талантливый педагог, прирожденный лидер, верный детям и искренне их любящий, он как на прежнюю небольшую зарплату, так и на новую будет работать на износ. Потому что это его образ жизни, иначе он не может. Он не может не возить детей в театр, не ходить в походы, не может замкнуться в школьном пространстве и не открывать детям окно в окружающий мир. Такие есть и были в каждой школе. А классного руководителя, который воспринимал эту работу как дополнительную нагрузку, «выгоревшего» за многие годы работы в школе, его вряд ли переделаешь. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. В конце учебного года я попросила учащихся своего 10 класса продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в программе развития классного коллектива, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современными детьми, то есть дети понимают, как непросто быть воспитателем. Задумываемся ли мы с вами, кем являемся в своей профессии? Я, думаю. Что мы с вами, конечно же, творцы – творцы храма детской души. И чтобы построить этот храм, мы должны понять ребёнка в его антропологической (природной, нетронутой никакими технологиями и методиками) сущности. И неважно: классный ли вы руководитель, учитель – предметник, родитель или просто взрослый, а значит мудрый человек, человек, способный воспринять, а главное понять не поведение ребёнка, а жизненную ситуацию этому способствующую. Что значит понять? – вот диалектика нашего педагогического воздействия. Если бы человек оказался рядом с Богами, играющими в шахматы, он ничего бы не понял. Чтобы понять правила богов, надо подняться над Богами и посмотреть на их игру сверху, чтобы понять. Чеченкова Татьяна НиколаевнаДиректор МБОУ гимназии «Интеллект» г.Ессентуки
|
Погода
Календарь
Счётчик
|
||||||||||||||