Пятница, 03.05.2024, 00:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Пустотиной Валентины Георгиевны

Категории раздела
Интегрированные уроки географии [3]
Эксперимент [1]
Эксперимент своими руками ( география + физика)
Гордимся! Чтим!
Картинка
Мудрые мысли
Три вещи никогда не вернуть обратно: время, слово и возможность. Три вещи нельзя терять: спокойствие, надежду и честь.

Методическая копилка

Главная » Файлы » Интеграция учебных предметов » Интегрированные уроки географии

Интеграция
14.02.2015, 04:12

Вступление

Формирование мировоззрения – главное в обучении.

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира.

Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.

На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

2. Актуальность

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

 

Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии.

К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.

Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, взаимосвязь географии и химии, географии и биологии, экономики и экологии и других.

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

 

География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь, с какой либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

 

С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

Такими уроками стали для нашей школы интегрированные уроки географии, биологии, истории, географии и английского языка; географии, химии, литературы; географии и информатики.

Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

 

Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

 

3. Основная идея:

Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении географии, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

4.Цель интегрированных уроков:

Повышение качества знаний учащихся при усвоении представлений понятий, при усвоении представлений, при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы.

5.Задачи :

-Последовательное формирование системного мышления у учащихся ;

-познавательного интереса к предмету;

-Научить принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах

Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

-научиться познавать

-научиться делать

-научиться работать в коллективе

Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео ,художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения и т.д.

Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях нашей школы – здоровьесберегающий подход в обучении.

Рассмотрим технологии в интегрированном обучении, один из типов и форм интегрированных уроков, а также приведем разработки интегрированных уроков.

 

1. Технологии в интегрированном обучении.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по - разному организованных процессов обучения. Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.

В дидактике выделяют три основные группы технологий:

 

  1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.

  2. Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)

  3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения ,так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные и наиболее применяемые технологии описаны профессором И. В. Душной. Они применяются в интегрированном обучении предметов естественного цикла.

 

4.Интегрированные уроки ( см. подробнее)

5.Заключительная часть.

 

Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география.

Без географических знаний современный и будущий гражданин РОССИИ не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нем свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на ее благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир, как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Изменение экономических условий в государстве, интеграция РОССИИ в мировое хозяйство влияют и на содержание географической науки и на научный интерес к ней. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.

Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

В нашей школе проводились интегрированные уроки по географии и биологии; географии, истории и литературе; географии и информатики.

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты: 

- такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний; 

- уроки помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении;

-учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природных явлениях и культурных связях, так как связывают в нашем случае два предмета общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах;

-развитие эмоциональной сферы детей, на интегрированных уроках ребята учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми;

-интеграция привлекает молодых педагогов новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов;

- вдохновляет и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук.

Интеграция становится для всех её

участников: учителей, учеников, родителей и

администрации - школой сотрудничества и

взаимодействия, которые помогают

продвигаться к общей цели.

 

 

 

 

 

 

Категория: Интегрированные уроки географии | Добавил: Геовалентина
Просмотров: 665 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Погода
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Счётчик

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz